Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт включает в себя требования:
- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на уровне начального общего образования, самоценность уровня начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на уровне начального общего образования.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года.
Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Стандарт направлен на обеспечение:
- равных возможностей получения качественного начального общего образования;
- духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
- преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
- единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;
- демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;
- формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
- условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии со Стандартом на уровне начального общего образования осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы введения ФГОС НОО
на федеральном уровне:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373-1 "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования"
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г., регистрационный номер 18638)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»
- Приказ Минобразования РФ от 28 декабря 2010 г. N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 апреля 2003 г., введены в действие с 20 июня 2003 г. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594)
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821– 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных учреждениях»»
- Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием
- Приказ Минобрнауки России от 01 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»
- Письмо Минобрнауки России от 28 октября 2015 года № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012 г. № 1060 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.05.2015 г. № 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. N 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных учреждениях»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
на региональном уровне
- Приказ министерства образования Рязанской области от 13.11.2013 г. № 913 "Об утверждении Плана-графика мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Рязанской области и мероприятий по обеспечению апробации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в опорных муниципальных общеобразовательных организациях Рязанской области"
- Методические рекомендации "Организация образовательного процесса в 1-х классах общеобразовательных учреждений Рязанской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, в 2011-2012 учебном году"
- Методические рекомендации "Организация образовательного процесса в 1 и 2-х классах общеобразовательных учреждений Рязанской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, в 2012-2013 учебном году"
- Методические рекомендации "Организация образовательного процесса в 3 классах общеобразовательных организациях Рязанской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО"
- Методические рекомендации "Организация образовательного процесса в 3 классах общеобразовательных организациях Рязанской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО"
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности
|